Чего только Атиба Джеферсон не перефотографировал за свою карьеру. Он запечатлел одни из самых значимых скейт-образов в истории, после чего начал снимать Майкла Джордана, Кобе Брайанта, Ice Cube, Lil Wayne итд. Сейчас у талантливого фотографа проходит выставка в Гонг-Конге совместно с HVW8 и WOAW, вдохновленная и названная в честь трека Panda Bear "Lonely Wanderer”. "If you… look back… would you… look back… what have you done… have you done… was it… was it worthwhile?” – завораживающая лирика и переливающиеся клавишные помогают передать эмоции Атибы во время его путешествий по миру, так как фотография может подчас быть одинокой работой.
Сложно точно сказать, в какую категорию следует отнести этого фотографа из Лос-Анджелеса, ведь он снимает в таких разнообразных областях, как музыка, спорт и мода. Помимо каталога коммерческой работы с такими гигантами, как Nike, adidas, Pepsi и Mountain Dew Атиба также накопил весьма впечатляющее портфолио, которое многие фотографы мечтали бы назвать своим. Из бытности своей фотографом для LA Lakers и Transwold SKATEboarding он смог запечатлеть исторические моменты, находящие отклик и по сей день. Будучи одним из основателей The Skateboard Mag, своими фотографиями таких личностей, как Эндрю Рейнольдс, Эрик Костон, Тони Хок, Джейсон Дилл он помог сформировать известный нам образ скейтбординга в целом. Он помог людям взглянуть на этот вид спорта как на своего рода искусство, а не как на символ разрушения и хулиганства.
Джефферсон планировал показать богатый спектр работ на "Lonely Wanderer” с легким упором на баскетбольную культуру, очень популярную в Азии. Он находит наслаждение в том, что его работа может быть близка стольким разным людям из стольких разных уголков жизни. Парни из Hyperbeast смогли присесть с ним и перекинуться парой слов о его внушительном портфолио и о будущем такого культурно значимого фотографа.
Универсальный язык фотографии
"Заходишь в отель, заселяешься, встречаешься с новыми людьми, но в 6:30 ты просто становишься тем странным парнем, который торчит на собственной фотовыставке. Но все-таки это льстиво, весело, интересно.”
Можешь рассказать, как именно тебя вдохновила "Lonely Wanderer” и что для тебя означает этот трек Panda Bear?
Это просто замечательная песня. А еще Panda Bear мой очень хороший друг. Запись просто потрясная. Немалую роль здесь играет название. Мне всегда было неуютно делать выставки вдали от своего дома. Не то чтобы я волновался, что она будет полна людей – я вообще редко устраиваю выставки, в основном только с Тайлером. Иногда мне становится неловко заниматься такими вещами - дома это просто большие вечеринки. Мы обычно собираем всякие группы, и я зову всех своих друзей, и в итоге по-любому получается вечерина. Однако когда занимаешься этим сам, то становится довольно одиноко. Заходишь в отель, заселяешься, встречаешься с новыми людьми, но в 6:30 ты просто становишься тем странным парнем, который торчит на собственной фотовыставке. Но все-таки это льстиво, весело, интересно.
Твои работы общаются со всеми по всему миру.
Да, поэтому я пытаюсь создать эдакую кашу из всего. Здесь много баскетбола, потому что я ощущаю, насколько в Китае популярен баскетбол, и мне, как американцу и как любителю баскетбола это очень радостно, так как для некоторых людей в Америке это не так захватывающе, однако это классно, когда целая страна вот так вот обожает что-то.
С тех пор, как ты впервые начал снимать, бывали ли в твоей карьере моменты, когда ты думал, что все это не для тебя?
Что странно, чем старше я становлюсь, тем сложнее мне фотографировать скейтбординг. Просто чувствуешь себя нарушителем. Ты документируешь проникновение и разрушение частной, а то и публичной собственности. Хочется ли мне иметь дело с копами, когда мне 38? Нет. Я не хочу прыгать по заборам в попытках удрать. Но я скейтер и я всегда говорю, что когда я катаюсь, я снимаю скейтбординг. Что касается фотографирования как такового, то я никогда не рассматривал это как работу. Мне всегда нравилась фотография, так что я в общем-то и не работаю. Для меня это просто вторая натура, потому что мне это всегда нравилось и я всегда хотел этим заниматься.
"Просто чувствуешь себя нарушителем. Ты документируешь проникновение и разрушение частной, а то и публичной собственности. Хочется ли мне иметь дело с копами, когда мне 38? Нет. Я не хочу прыгать по заборам в попытках удрать. Но я скейтер и я всегда говорю, что когда я катаюсь, я снимаю скейтбординг.”
Что нового в мир фотографии приносит скейтбординг?
Мне кажется, что это довольно влиятельная культура. Особенно американская скейт-культура, которая теперь стала мировой. Моя выставка в Гонг-Конге возможна благодаря скейту. Скейтбординг для меня – это форма искусства, одновременно являющаяся формой самовыражения и твоим окружением. Идешь на уличный спот и видишь реальное дерьмо. Ты видишь бомжей, безумцев. Такого не увидишь, если ты играешь в спортзале в баскетбол. Там нет взаимодействия с настоящей жизнью. Скейт также научил меня искусству и музыке. Вообще, он так сильно на все повлиял, особенно теперь, когда он стал «классным». В моем детстве скейт не был «классным». Если ты катался на доске, то тебя били. Теперь скейт везде – Джастин Бибер катается на скейте. Кем бы ты ни был – если ты катаешься, то ты мой бро. Я обожаю скейт. А еще меня забавляют определенные виды скейтеров, которым стыдно за некоторых людей, которые катаются на доске.
Каким образом скейт фотографы могут выделиться?
Сейчас все стало таким cтранным, когда все перестало крутиться вокруг журналов. По-моему быть скейт-фотографом сейчас означает… снимать хорошее катание. Можешь быть хоть лучшим фотографом в мире, но если ты снимаешь посредственное катание, то никто не обратит внимания. Лично для меня неимоверно важно найти правильного скейтера. Даже худшее фото хорошего трюка сто раз переплюнет идеальное фото плохого трюка. Вообще, сложно сказать – мне тяжело судить. Люди спрашивают меня, с чего я начинал, а я и ответить-то толком не могу.
Изменила ли цифровая фотография твое представление об этом виде искусства?
Ага, правда я всегда был за технический прогресс. Я начинал с 35мм, потом перешел на средний формат, и оттуда на 4х5. Мне не нравится снимать каким-то определенным способом; мне нравится разнообразие. Мне приятно осознавать, что я присутствовал при рождении цифровой фотографии. Теперь это есть у каждого на мобиле, однако я видел цифру еще до того, как она набрала популярность. Я вижу применение каждой технике. Сейчас у меня с собой есть камера телефона. Хотел бы я, чтобы со мной была моя цифра? Иногда. Хотел бы я, чтобы со мной была пленка? О, да.
Сняв, по большому счету, всех знаменитостей, есть ли еще что-нибудь, что ты хотел бы запечатлеть?
[Смеется] Только что об этом говорил об этом. Обама. Тайлер, типа "Хочешь, чтобы это случилось – действуй”. Вообще всегда есть, кого снимать. Было бы охренительно снять Aphex Twin. Буквально вчера я снимал Marshawn Lynch, которого я очень давно болтался в моем списке людей, которых я хотел сфотографировать.
Этот список еще растет?
Я снимаю вещи, которым я поклоняюсь – я бы с радостью сфтокал Drake. Всегда приятно фотографировать тех, кто делает что-то новое, что-то свежее. Будучи ребенком, я видел столько замечательных вещей когда рос, что мне просто грустно, что я этого не заснял. Я видел концерты Nirvana и Fugazi. Я вырос на музыке Ice Cube и был в восторге, когда мне удалось его снять. Я рад, что мне удалось сфоткать The Neptunes во времена их славы, потому что глядя на своих друзей, которые в отличие от меня, принесли свои камеры на концерт Nirvana, я потом долго себя корил. Я всегда возбужден, особенно когда дело касается музыки; взять например Animal Collective - они одна из моих любимых банд, и для меня было большой честью фотографировать их за последние пять или шесть лет нашей дружбы. Если постоянно искать новые цели для своих фотографий, то список не перестанет расти. Очень много есть ныне покойных людей, которых мне бы хотелось запечатлеть на пленку. Мне очень повезло снимать Иана МакКейна и Генри Роллинза, которых я видел 25 лет назад, когда мне было 13 и у меня не было камеры.
Бессмертная фотография
"Когда их впервые увидел, они играли где-то перед тремя людьми. Мне просто снесло крышу я начал следить за их музыкой. А они еще и оказались скейтерами, которые узнали меня на концерте. Сейчас у них на концертах бывает по 10000 человек. Я видел, как на концерт к ним приходило всего лишь трое, и у меня не было камеры с собой в ту ночь. Как же я жалею об этом. Никогда не знаешь заранее.”
В конечном итоге приходишь к тому, что камеру надо брать всегда и везде.
Никогда заранее не знаешь значимости чего-либо.
Полностью согласен – вообще никогда нельзя знать заранее. Каждый раз, когда я вижу группу, я обязательно делаю несколько снимков. Когда мы впервые видели Nirvana, они играли у кого-то на разогреве. Даже когда мы впервые пошли на Explosions in the Sky, которые сейчас довольно популярны в штатах, когда я их впервые увидел, они играли где-то перед тремя людьми. Мне просто снесло крышу я начал следить за их музыкой. А они еще и оказались скейтерами, которые узнали меня на концерте. Сейчас у них на концертах бывает по 10000 человек. Я видел, как на концерт к ним приходило всего лишь трое, и у меня не было камеры с собой в ту ночь. Как же я жалею об этом.
Ну, с новыми телефонами времена изменились.
Раньше, когда я был пацаном, стоимость пленки была такой болью. Целую пленку можно было отснять где-нибудь за неделю. Если ты хотел сделать пару кадров катания своих друзей, пару кадров как они катятся в твою сторону, то это обходилось в 10 баксов за пленку плюс 10 баксов на проявку в школе… 20 бачей… ты нечасто видишь 20 баксов будучи мелким.
Никогда не хотел разнообразить свою деятельность чем-нибудь вроде фотожурнализма?
Конечно, люди постоянно меня об этом спрашивают. Мол, «почему ты не снимаешь моду?» Ну, мне это не нравится. Фотожурнализм, однако – это кое-что другое. Это жесть. Когда я думаю о фотожурнализме, в голову мне приходит военная фотография. Эти парни просто психи. От ребят из National Geographic до парней в абсолютно дикой местности. По-моему в своем возрасте я уже нашел себе уютную нишу – я нишевый фотограф. Нашел себе нишу, обжился в ней и радостно в ней обитаю. Не вижу особо смысла что-нибудь тут менять. Конечно, мне есть куда расти; мне необходимо работать дальше, чтобы поддерживать все это на плаву.
Что будешь делать после выставки HVW8?
Честно – никаких особых планов пока нет. Я редко устраиваю какие-нибудь мероприятия. Тайлер все чаще и чаще толкает меня на подобные вещи, но сейчас у меня есть своя компания Bravo и я пока работаю над ней. Это часть одного бара Black, что принадлежит пивоваренной компании St. Archer. У меня вообще много всяких предпринимательских штук помимо фотографии. Я очень хочу начать писать книгу. Раньше такого чувства не возникало, однако теперь, после 20 лет съемок, мне кажется у меня есть кое-какой материал для этого дела. Впервые я это почувствовал года эдак 4 назад. Вообще, чем дольше ты фотографируешь, тем лучше ты становишься. Взять хоть вот эту выставку: тут есть мои старые работы, однако большинство материала было отснято за последние 4 года. И по-моему это классно. Кое-что из старого тут висит, конечно же, потому что куда же без классических фотографий, которые люди запомнили и полюбили и к которым они тянутся.