Сколько зарабатывали World Industries в те годы, когда ты с
ними работал? (1996-1998)
Когда я там работал… По-моему продажи были где-то в районе $12 млн, $18 млн.,
затем $25 млн., а когда мы стали наконец приближаться к отметке $30 млн. мы
начали продавать большую часть компании. Прибыль была хорошая, и мы постоянно
находили новые способы уменьшать издержки, продолжая выдавать высококачественный
продукт.
Как ты начал работать в World Industries и каково было их
финансовое состояние?
Я пришел к ним в январе 1996 года в качестве финансового директора и в моем
контракте было прописано, что я хотел бы часть компании, к чему они отнеслись
положительно. По большому счету, в то время World Industries состояли из Стива Рокко(скейтер,создательWorld Industies, Plan B, Duffs) Фрэнка Мессмана(в прошлом генеральный директор Black Box), Родни Маллена, Марка МакКи(культовый скейт
художник) и меня. Когда я туда пришел, для финансового директора было куча
работы – там был просто п***ц.
Я пришел ровно тогда, когда Марк МакКи нарисовал новый логотип World Industries. Стив был в восторге от персонажа Devil Man и хотел построить компанию вокруг него – оттуда все и завертелось. Начиная с Devil Man’а, Flame Boy’я, а затем и Wet Willy, наши логотипные доски стали продаваться как безумные. За нас катались такие райдеры, как Карим Кэмпбелл и Дейвон Сонг – очень серьезные имена в скейте, но доски с логотипами продавались гораздо лучше. Спрос на них был настолько высоким, что мы подняли их цены до про моделей – и при этом нам не надо было делать выплаты райдерам. В 1996 году мы определенно пошли в гору – World Industries просто слетели с катушек.
молодые Родни Маллен и Джереми Рей/ фото: jody morris
Что еще у вас хорошо шло, помимо мультяшных досок?
Джинсы Blind продавались гораздо лучше, чем прочая
наша одежда. У нас даже кончились джинсы серии "Fucked Up” – которую мы так назвали партию джинсов, которые
оказались бракованы при производстве. Они на полном серьезе были браком. Это
был случайный маркетинговый трюк, типа, «ой, мы запороли эту партию. Х*й с ним,
давай напишем на них, что они запороты». И, несмотря на то, что они были
браком, мы полностью их распродали. Народ был в восторге.
Это правда, что вы иногда кидали монетку для принятия
серьезных деловых решений?
Да, именно так мы и делали. Если мы сомневались в чем-то, то мы решали это
«по-старинке». Я не шучу. Когда Ангелы Ада (крупнейшая байкерская банда в США –
прим. Ред.) подали на нас в суд после того, как мы выпустили доску с Devil Man-ом и символикой Ангелов, мы кидали монетку. Мы кидали
монетку, чтобы решить, кто пойдет на встречу, чтобы попытаться урегулировать
этот вопрос лично – я, Стив Рокко и Родни Муллен кидали монетку. Кому выпадала
решка, тот шел на переговоры. Мне пришлось идти [смеется]. Мы постоянно делали ставки
на все. У нас было свое маленькое поле для гольфа, на котором мы делали ставки,
а еще мы ставили на шахматы на время. Эти парни были очень хороши – мы
частенько на работе резались в шахматы на что-нибудь.
Расскажи, каково было работать с тем самым Стивом
Рокко.
По сути, Стив был большим ребенком. Он обожал, когда его пытались взять на
слабо – так, в общем-то, он и создал World Industries. Просто кто-то ему сказал, что это невыполнимо. Он всегда твердил, что мы
все можем прийти к успеху. Чтобы там ни говорили о его беспощадности и
коварстве, он всегда искренне старался сделать так, чтобы между всеми все было
в порядке – он, правда, был не так плох, как о нем думали. Плохим он был только
в ответ. Если ты чем-то ему поднасрал, он насрет тебе в ответ. Точка.
Ты принимал участие в этой сделке?
О да, это был просто кошмар. World Industries владели 75% журнала, а личная доля Марка МакКи была 25%. Журнал выкачивал
из нас деньги. Эти парни были вообще неуправляемы. Стив Рокко хотел закрыть его
нафиг и разогнать всю контору, так как он был довольно зол на них. Но я сказал ему,
что смогу его продать. «Ага, конечно, чел! Да ты рехнулся!»
Я сделал предложение, и мы-таки его продали. Ну, в конце концов, мы потеряли деньги за журнал, но он больше не был нашей проблемой. При продаже я также выторговал такие вещи, как переднюю и заднюю обложки и премиальные рекламные места для всех брендов World Industries на последующие 5 лет. Так что мы не только избавились от лишнего геморроя, но еще и вдобавок получили дешевую рекламу и лучшие рекламные места в журнале. В итоге мы продали всю контору за $600.000 и тут же обналичили чек прежде, чем они успели очухаться. Это была победа.
Откуда вы вообще взяли цену в $600.000 для Big Brother?
Мы немного поиграли с цифрами и попытались снизить издержки, чтобы Big Brother выглядел неубыточным и имел огромный
потенциал по сравнению с Transworld, Thrasher или Slap. По прогнозам он почти выходил в ноль без привлечения
новых подписчиков, так что с финансовой точки зрения у него был громадный
потенциал.
Мы воспользовались услугами одной бухгалтерской конторы, в которой один из парней имел связи с Ларри Флинтом. Как раз в то время он искал не порнушную область, куда можно было податься, так что это выглядело хорошей идеей.
К счастью, они были единственными, кто выразил интерес к приобретению Big Brother. Сначала они пришли и предложили где-то $350.000, и я им отказал. Стив Рокко чуть не свихнулся, он орал на меня: «Х**ли ты делаешь?!»
Однако затем Ларри Флинт вернулся и предложил $600.000 под рассрочку. Стиву пришла в голову блестящая идея со скидкой.Мол, мы скинем 10% если нам выплатят все на месте, а не за три года. Ну, я им и сказал, что $540.000 и по рукам. И мы тут же понеслись в их банк и обналичили их чек, прежде чем они поняли, во что они вляпались [смех]
Что вы делали такого в World Industries, что повлияло на всю
скейт-индустрию?
Мы принесли столько перемен… Например, я выбил медицинскую страховку для всех
наших райдеров, что по тем временам было неслыханно. Такого не делал никто.
Стив Рокко также задал стандарт авторских гонораров райдерам, выдавая по $2 за
каждую проданную доску с их именем.
Было еще одно важное нововведение: вся индустрия была основана на предоплате или оплате при отгрузке. Мы же начали работать в кредит, что дало нам серьезное конкурентное преимущество. За очень короткий срок мы расширили кредит до кучи магазинов и компаний, у которых никогда не было кредита. Это подтянуло наши продажи, а нашим менее финансово стабильным конкурентам пришлось догонять. Им пришлось довольно туго, так как у более мелких фирм не было ни денег, ни знаний о кредите. И пришлось нанимать людей вроде меня, чтобы разобраться во всем этом.
Они пытались найти людей, у которых деловая хватка была на уровне с нами. При взгляде на Фрэнка Мессмана, Стива Рокко, Родни Муллена и меня становилось ясно, что другой, хотя бы приблизительно похожей менеджмент-команды просто нет. Мы реально были лучшими в своем деле. Также мы были единственными, кто предлагали своим работникам долю перед окончательным решением продать компанию в 1998 году. У нас было очень много преимуществ.
Игрушки World Industries / фотограф: winston tseng
С чего вы решили продать World Industries в 1998?
В 1998 World был брендом №1. Брендом №2 был… Blind. Все шло просто идеально. Мы вкинули все наши сбережения в эту компанию и на
нашей стороне было 3 больших фактора. Во-первых, экономика была на небывалом
подъеме. Во-вторых, это было золотое время для скейтбординга. Зная, что это все
живет циклами длиною лет эдак в 10, мы понимали, что это был пик. В-третьих, мы
очень грамотно управляли компанией. Где-то 3 из 4 наших решений были прямо в
точку, но нельзя постоянно рассчитывать на такой успех.
Если экономика падает, то нам п***ц. Если с экономикой все в порядке, но скейт-индустрия падает, то нам п***ц. Если мы начинаем ошибаться в управлении, то нам п***ц. Поэтому мы решили продать компанию. Мы оповестили всех: инвестиционные банки, частные фонды, сотни потенциальных покупателей. В конце концов, мы получили одно-единственное предложение. Одно.
Нам предложили $29 млн. за 70% компании. Мы согласились, и после всех переговоров, займов, контрактов итд к концу Октября 1998 на наших счетах лежали миллионы.
Как сейчас помню: в день продажи Стив был на своем лендровере, и уже было довольно поздно. По какой-то причине он не мог заплатить за выезд с парковки – механизм был сломан. Через некоторое время он просто сказал «Ну н***й, какая разница? Мы теперь миллионеры!» и проехал сквозь деревянный шлагбаум.
После продажи World, на что ты лично потратил большую часть своих денег?
На всякую хрень. У меня не только была крутая тачка, о чем я тогда ни капли
не сожалел – у меня было все, чего я только хотел купить. Когда в твоей жизни
появляется несколько миллионов долларов, наличными, после вычета налогов, твоя
жизнь меняется. Я потратил более $50.000, чтобы на месяц уехать гонять по Европе,
все первым классом. Я делал такие вещи, что даже если бы это меня разорило, я
бы не сожалел о том, что потратил эти
деньги именно так. Я путешествовал, куда душе угодно с женой и дочерью.
На протяжении нескольких лет после сделки мы каждый год собирались вместе и праздновали в ночь продажи. Помню, как я открыл для себя eBay и прямиком оттуда купил себе болотистой земли во Флориде… Это было угарно. Что бы ты делал на моем месте?
Как ты считаешь, цикл жизни скейт-индустрии
естественен или на это влияют какие-то факторы?
Я считаю, что индустрия идет своим естественным чередом, и что длина этих
циклов со временем может меняться. Однако сам скейтбординг, безусловно, с нами
надолго. Когда-то давно скейт ассоциировался с чем-то криминальным, однако этот
взгляд уже устарел. Это уже абсолютно нормально, теперь родители радуются, что
детишки занимаются чем-то полезным и катают на доске.
Если скейт сейчас крупнее, чем когда-либо и никуда не
собирается уходить, то почему сейчас у многих компаний все так плохо?
Возможно, одна из причин состоит в том, что по какой-то причине
скейтбординг перестал быть такой манией, которой он когда-то был. Когда мы
строили World Industries в середине 90-х, это было целым культом – коровые и обычные скейтеры шли
против традиционного спорта. Еще мне кажется, что тогда были люди вроде нас,
которые творили всякий веселый угар. Сейчас уже как-то не видно того
притяжения, которое когда-то влекло все новых и новых людей. Если ты не делаешь
чего-то интересного, клевого, веселого, чего-то такого, частью чего ты готов
быть – тебе конец. В этом же вся суть бренда. Почему мы носим те или иные
бренды? Потому что, мы хотим быть с ними связаны.
По-моему, уже нет того креативного восторга, частично и из-за того, что после продажи World Industries многие другие скейт-компании вроде DC Shoes тоже начали продаваться крупным корпорациям. В результате, скейт-индустрия начала наполняться большими традиционными корпорациями, и бунтарский дух скейта был утрачен. Уже не осталось былой свободы. Сейчас то, что мы делали в World неприемлемо, потому что люди боятся негативной реакции от публики. Детишкам нравится, когда кто-то идет против течения – в этом они находят что-то свое.